В дореволюционной России, а кое-где и сейчас, сложилась добрая народная традиция по весне выпускать из клеток птиц в честь праздника возвещения о скором освобождении всего человечества. Праздник этот -
Благовещение Пресвятой Богородице или просто Благовещение (церк.-слав. Благовѣщеніе).
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
(А.С. Пушкин)
Благовещение Пресвятой Богородице
Современное название праздника Благовещение – Благая Весть появилось в 17в. В древней церкви было несколько вариантов: «День Приветствия», «Зачатие Христа», «Возвещение», «Начало искупления», «От Начала Ангельского Приветствия» и «Радуйся, Благодатная».
Благая весть – радостное известие о рождении Сына Божия от Девы Марии. Весть о начале нашего спасения. О раннем периоде жизни Богородицы мы можем узнать только лишь из устных преданий, которые существовали в первых христианских общинах, так как письменных источников не сохранилось.
История праздника Благовещение
Дева Мария происходила из рода Царя Давида от благочестивых Иоакима и Анны, которые были бездетны и всю жизнь горячо молились Богу о даровании ребенка. Рождение девочки было великим чудом, дарованным им Господом в глубокой старости. В благодарность, по иудейскому обычаю, они решили посвятить Ее Богу. В трехлетнем возрасте Марию привели к храму, она самостоятельно поднялась по ступеням и вошла в храм. По преданию первосвященник ввел девочку в Святая святых – алтарь, куда лишь раз в году мог войти только первосвященник с очистительной жертвенной кровью.
Мария росла при храме, где воспитывалась вместе с другими благочестивыми девушками. По достижению совершеннолетия (14лет) Мария должна была покинуть храм и вступить в брак. Но будучи от рождения посвященной родителями Богу и дав обет навсегда сохранить свое девство она не могла изменить своему обету и вступить в брачное состояние. Раннее не было примера, чтобы девы Израильские посвящали себя Богу в безбрачной жизни, потому священники после молитвы о даровании им верного решения обручили ее Иосифу, святому старцу, также из царского рода Давидова, чтобы он был хранителем ее девства. Когда настало время явиться на земле Спасителю мира, Богом был послан Архангел Гавриил в дом Иосифа, где жила Дева Мария. Описание данного события встречается только в евангелии от Луки: «Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1. 26–38).
Праздник Благовещения отстоит от Рождества Христова ровно на девять месяцев и празднуется
7 апреля (25марта по старому стилю). Этот праздник относится к числу двунадесятых праздников, имеет один день предпразднства и один день попразднства (празднование Собора архангела Гавриила). Предпразднство и попразднство переносятся, если Благовещение выпадает на Страстную или Светлую седмицу.
Икона праздника Благовещение как и сам праздник занимают важное место в жизни верующих.