Введение во храм Пресвятой Богородицы – непереходящий двунадесятый праздник, отмечаемый в Русской Православной Церкви 4 декабря.
Святое Евангелие почти ничего не говорит нам о земной жизни Пресвятой Богородицы, особенно о Ее детстве. О событии Введения Церковь узнала из Священного Предания и из позднейших, так называемых апокрифических текстов, не вошедших в состав Священного Писания.
Согласно Преданию, родители Марии, Иоаким и Анна, дожили до преклонного возраста, но детей не имели. Святая праведная Анна молилась Богу о даровании ей ребенка, и дала обет отдать его в дар Богу. Протоевангелие от Иакова повествует, что после горячей молитвы Анны « предстал пред ней ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».
Когда Марии исполнилось три года, родители решили исполнить данный Богу обет: «И сказал Иоаким: Отведем ее во храм Господень, чтобы исполнить обед обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден». Святитель Дмитрий Ростовский пишет, что при введении в храм Божий, Пречистой Девы, предшествовал Господь, «об этом святая Церковь в нынешних песнопениях свидетельствует так: во святых святая, святая и непорочная Святым Духом вводится». В храме Пресвятую Деву встретил первосвященник и благословил Ее. Мария с радостью поднялась по ступенькам, ведущим в храм, и родители ее радовались, что их дочь не повернула назад. А затем, повинуясь Духу Святому, первосвященник ввел Ее во Святая Святых храма, куда даже первосвященнику было разрешено входить только раз в год. С тех пор она осталась жить в храме, и жила там до двенадцати лет, по преданию питаясь из рук Ангела Господня, прилежно читая Священное писание, занимаясь рукоделием и воспитываясь в обществе благочестивых дев.
Этим призванием Пресвятой Богородицы во Святая Святых Господь показал особую избранность и предназначение ее для совершения Великого Чуда Рождения Сына Божия. Святитель Григорий Палама в своем Слове на Введение во Храм Пресвятой Богородицы говорит: «Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, - Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению».
Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы
На иконе, посвященной событию
Введения во Храм Пресвятой Богородицы традиционно изображается в центре маленькая фигурка Девы Марии, рядом изображаются родители, который привели Ее в храм, и священник, принимающий Ее. На этой же иконе, обычно в углу, может быть запечатлен еще один момент, связанный с жизнью Пресвятой Девы в храме – сидящая Мария принимает пищу из рук ангела.