"Крест - хранитель всея вселенной,
красота Церкви, царей держава,
верных утверждение, ангелов слава
и демонов язва".

Издревле нательный крест был очень важным символом для каждого православного христианина. Каждый человек носил его с момента крещения, как атрибут принадлежности к Христовой Церкви. В символической форме нательный православный крест служит для прославления Искупительной Жертвы Христовой, которую Он принес за нас на кресте. Также нательный крест символизирует крестоношение, о котором Сам Господь сказал: “Кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк. 8, 34).

 История нательного креста

Самые ранние изображения креста относятся к первым трем векам – временам жестоких гонений на христианскую веру. Они были начертаны на надгробиях первых мучеников, светильниках и на сводах подземных галерей в Римских катакомбах. Уже в это время появились первые деревянные нательные кресты.
При императоре Константине Великом в 326 году Крест, на котором был распят Христос, был найден и вновь воздвигнут, явив затем огромное количество чудес.
Первым чудом, явленным от древа Креста, стало воскрешение усопшего. Позже чудеса и исцеления стали происходить повсеместно, происходят они и в наши дни – такой чудесной силой обладает Крест. В память воздвижения Креста установлен особый праздник, а одна из недель Великого поста называется Крестопоклонной.

Православный крест на Руси

На Руси слову и клятве человека без креста не доверяли, а о бессовестных и злых людях говорили «креста на них нет». Даже в баню люди ходили со специальным «банным» православным крестом на груди, сделанным из дерева, чтобы не обжечь кожу – до того важным считалось среди людей носить и нести свой крест. А если два человека обменивались нательными крестиками – это говорило о том, что они готовы были взять на себя крест друг друга, и это считалось одной из самых высоких степеней родства.
Но крест нательный православный – это не просто символ, напоминающий нам о крестных страданиях Христа. Он имеет действенную силу ограждать христианина от козней бесовских. По словам прав. Иоанна Кронштадтского “Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов”. А старец Савва Псково-Печерский писал: “Христианин без креста - это воин без оружия, и враг легко может одолеть его”. Будучи важным элементом в жизни православных верующих, нательный крест всегда был объектом христианского искусства, в котором благочестивые мастера пытались через особый символический язык материалов и форм передать неизреченную красоту Животворящего Орудия нашего искупления.