новые вакансии на производстве

БЛОГ

Православные праздники августа

В августе Православная церковь празднует три праздника, которые в народе именуют: «Первый Спас» (Медовый) , «Второй Спас» (Яблочный) ,и «Третий Спас» (Ореховый).

Стоит сразу отметить, что даты этих празднований год от года неизменны: это 14, 19 и 29 августа.

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем Господом Иисусом Христом. Но есть и народные обычаи, приуроченные к этим праздникам – это обычаи приносить в эти дни и освящать в храме мед и плоды.

Спасы анонс 576.jpg

Традиция приносить Богу начатки нового урожая, выращенного собственным трудом, берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. Как тогда, так и сегодня это приношение символически выражает нашу благодарность Богу за Его дары.

Иван Шмелев в своем произведении «Лето Господне» очень ярко и образно описывает воспоминания ребенка о том, как в церкви в праздник Преображения Господня освящались яблоки. Наверное, у многих из нас в закромах памяти тоже имеются такие воспоминания. Для ребенка это радостные воспоминания: когда в храм приносят и освящают мед, плоды, орехи, а близкие и знакомые угощают вкусными лакомствами.

Расскажем подробнее об истории и традициях празднования Первого, Второго и Третьего Спаса.


Первый Спас

14 августа начинается Успенский пост (праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа) и тогда же Церковь празднует Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник связан с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие больные исцелялись. И по сей день во всех православных храмах в этот день совершается чин освящения воды. (Потому этот праздник в народе имеет еще одно название Мокрый Спас: в этот день на Руси раньше освящались новые колодцы).

На Руси в 1164 году в этот день благоверный Андрей Боголюбский одержал победу над булгарами под сенью Животворящего Креста, который распростерся чудесным образом после молитвы князя над войсками. Этот день на Руси стали именовать Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Считается, что именно в эти дни следует собирать последний урожай меда, потому что после пчелы уже заготавливают запасы себе на зиму. Весь собранный мед и соты освящались, готовились различные лакомства, а также ими угощались все знакомые. Отсюда и происходит название Медовый Спас.

Мед в храме 576.jpg

Следует также упомянуть, что 14 августа совершается и память святых ветхозаветных мучеников братьев Макавеев и их матери Соломии. В 166 г. до н.э. семья восстала против указов, запрещающих религиозные еврейские праздники и традиции, и была казнена. Поэтому этот день в народе называли ещё и Маковей (Маковый Спас). В этот день святили мак, готовили сладкую выпечку с маком.

Нужно помнить, что освящение меда или мака в этот день – это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования, или придавать меду, освященному в этот день, чудодейственную силу - это явное суеверие.

София дарит сладкие подарки 576.jpg

Напоминаем, что с 9 по 19 августа при покупке на сумму от 5000 рублей, вас ждет подарок - баночка меда.

Акция распространяется на покупки в интернет-магазине и в московских магазинах


Второй Спас

19 августа - Преображение Господне. Это великий двунадесятый праздник, когда Господь наш Иисус Христос явился трем своим ближайшим ученикам Петру, братьям Иакову и Иоанну в ослепительно белом нетварном свете на горе Фавор во время молитвы.

Праздник имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия Христа на землю. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, чтобы приобщившись к этому великому событию хотя бы на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

Так как во второй половине августа на Руси крестьяне начинали собирать урожай яблок, а на юге и урожай винограда, то в этот день крестьяне приносили в храм Богу начатки урожая - в основном яблоки и виноград. Так в народе появилось название Яблочный Спас.

Яблоки и виноград 576.jpg

Церковный устав предписывает воздерживаться от вкушения яблок и винограда до их освящения. Но смысл этого предписания не в воздержании от плодов на определенный период, а в том, чтобы начатки урожая сначала принести Богу, освятить и только после этого употреблять. (В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения).

Часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, - это является заблуждением.


Третий Спас

29 августа, на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы, Церковь отмечает день Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.

По сути, этот праздник посвящен первой, нерукотворной иконе Спасителя.

По преданию, в I веке в сирийском городе Едессе (в настоящее время город Едесса называется Урфа и расположен на юге Турции) заболел проказой правитель Авгарь. Услышав о многочисленных чудесах, совершаемых Иисусом Христом, он попросил своего художника Ананию передать письмо Спасителю с просьбой о своем исцелении. Анания также должен был написать и портрет Иисуса Христа. Но художник не смог подойти близко ко Христу из-за большого стечения народа. Тогда Спаситель Сам подозвал живописца, велел принести воду и урбус (холщевое полотенце). После этого Сын Божий умыл лик и отер его урбусом, на котором запечатлелся Его Божественный Образ.

Так появилась икона, именуемая Спас Нерукотоворный. Это изображение Авгарь бережно хранил и поместил в нишу над городскими воротами в Едессе, чтобы каждый прохожий, проходя, кланялся Святому Лику. Но спустя время правнук Авгаря стал идолопоклонником и захотел снять образ с городских ворот. Едесскому епископу во видении Господь повелел заложить нишу, где хранилась святыня кирпичом, а перед изображением - зажечь лампаду и положить дощечку. Спустя много лет, когда Едессу осадили персы, Божия Матерь явилась епископу города Евлавию и повелела достать священный образ из кладки. Разобрав кирпичи, Евлавий увидел, что перед холстом с Ликом Господним по-прежнему горит лампада, а на дощечке отпечаталось такое же изображение Спасителя. Позже Едессой овладели арабы и император Константин Багрянородный в Х веке выкупил у правителя города Нерукотворный Образ и перенес Его в тогдашнюю столицу православия - Константинополь.

Спас Нерукотворный с Ангелами 576.jpg

Икона Спас Нерукотворный с ангелами середина 17 в.


Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое на другой день после Успения, называют Третьим Спасом, или "Спасом на холсте" (Холщовым). В народе называли его и Ореховым или Хлебным Спасом, поскольку в конце лета на Руси в самом разгаре был сбор орехов (лещины), а также завершался сбор хлеба, сажались озимые, мололи первую муку. Кроме орехов в храме освящали первый хлеб, испеченный на новой муке.

Однако прилагательные «медовый», «яблочный», «ореховый» и другие не должны в нашем сознании вытеснять изначальное содержание этих праздников. Ведь когда второстепенные, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а главное внутреннее содержание теряется, возникают суеверия.

К сожалению, бывает так, что люди приходят в эти праздники в храм только для того, чтобы освятить конкретные банки с медом или плоды - словно получить какую-то «магическую услугу», забывая о главном содержании самого праздника.


Смысл освящения плодов

Говоря об освящении плодов, мы должны понимать, что освящаются не только конкретные плоды, а весь НОВЫЙ УРОЖАЙ. И освящается он именно тем, что его начатки приносятся в жертву Богу. То есть принесенные дары, по идее, должны оставаться в храме или там же (хотя бы частично) раздаваться обездоленным. Этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре. Все это освящается твоим «принесением начатков Богу» - жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, без которой не было бы, ни урожая, ни средств на пищу.


Рецепты

В конце нашей статьи о православных праздниках августа мы решили поделиться рецептами постных блюд, которые традиционно готовили на Руси в эти дни.


Медовая коврижка по-монастырски

Коврижка 576.jpg

Ингредиенты:

- вода - 250 мл; 

- сахар - 200 гр;

- разрыхлитель - 1 ч.л.;

- мука - 1,5 стакана; 

- мед - 2 ст.л.; 

- масло растительное - 0,5 ст.; 

- какао - 2 ст.л.


Способ приготовления:

В миску налить воду, высыпать сахар, мед. Нагреть массу, постоянно помешивая. Затем остудить. Влить растительное масло. Всыпать муку, разрыхлитель и какао. Хорошо все перемешать. Перелить тесто в основу, выпекать 30 минут при температуре 180 градусов.


Яблоки запеченные с медом

Яблоки запеченные 576.jpg

Ингредиенты:

- 5 средних плотных яблок;

- 60 г мёда;

- 4 ч.л. сахара;

- 1 ст.л. корицы; 

- изюм, орехи.

Способ приготовления:

Вырезать сердцевину яблок, оставляя донышко, чтобы сок во время приготовления не вытек. В каждое яблоко насыпать по чайной ложке сахара, и по пол-ложки корицы. Сверху засыпаем по вкусу изюм, орехи. Дно противня смазываем маслом или выстилаем пергаментной бумагой. Выпекаем яблоки 20 минут на 180 градусах. Сверху поливаем медом (готовить сразу с медом нельзя, т.к. при нагревании мед теряет свои полезные свойства). Украшаем палочками корицы, гвоздикой, сахарной пудрой.


Маковый рулет

Маковый рулет 576.jpg

Ингредиенты:

- мука 250 г.;

- дрожжи 0.5 ч.л.;

- вода 70 мл.;

- соль 0.5. ч.л.;

- ванильный сахар 10 г.;

- масло растительное 40 г.;

- мак 100 г.;

- сахар 100 г.;

- чайная заварка сладкая 3 ст.л.

Способ приготовления:

Смешать муку с дрожжами, солью и ванильным сахаром. Добавить теплую воду. Замесить тесто. Оставить под полотенцем, дать немного подняться. Мак заливаем кипятком, даем постоять, сливаем лишнюю воду, добавляем сахар, перемешиваем. Присыпаем стол мукой, раскатываем не очень тонко тесто, выкладываем начинку, скручиваем рулет. Обмазываем заваркой. Отправляем на 30 минут в духовку, выпекаем при температуре 200 градусов.