новые вакансии на производстве

БЛОГ

Прощёное воскресение. О чем оно?

Прощай!

Холодным мартовским вечером, в темноте, после чина Прощения, мы, шестнадцатилетние девочки, просили прощения у всех без исключения прихожан. Мы тогда еще не знали, что значит по-настоящему держать обиду и прощать, нам еще только предстояло узнать об этом. А тогда мы были гораздо чище, чем годы спустя, но вполне эгоистичны, беспечны и непроницательны для того, чтобы понять, как трудно пожилым бабушкам класть перед нами ответный земной поклон. Я помню этот вечер до сих пор: наш храм, стоящий на горе, фонарь, качающийся на ветру и грустно стукающийся об мерзлые ветки, мать Елену, кланяющуюся нам в ответ земно у домика причта. Сосредоточенные лица расходящихся от вечерни с Чином Прощения прихожан в полумраке. Печальные великопостные песнопения, выстроившийся в ряд клир: священники и диаконы с крестами и Евангелиями, алтарники и чтецы, тихо двигающаяся очередь. Все просят друг у друга прощения и прощают в ответ. 

Дар Прощения

Со временем оказалось, что обиды бывают глубокими, саднящими, как незаживающая рана, а прощение—Дар, который нужно просить отдельно у Бога, и которого нужно жаждать. Оказалось, что прощение прямо пропорционально любви, и если ее мало, то и простить почти невозможно. И что просить прощения и прощать нужно не раз в год, а каждую минуту, каждый день и - уж конечно - на каждой Исповеди и перед каждым Причастием. И чаще всего прощать тех, кто прощения не просит и, возможно, не попросит никогда. И задача эта почти непосильна, но с Господом проста и легка до невозможности. Прощать. 

Попрощаться перед смертью

В древности всегда просили прощения перед смертью. Расставаясь без особой надежды на встречу, навсегда, говорили «Прощай!». Чин прощения появился именно отсюда: первые монахи, жившие в древних пустынных монастырях, расходились на сорок дней на уединенную молитву, в память о сорокадневном Посте Иисуса Христа в пустыне. Перед уходом они прощались, поскольку выжить в пустыне было непросто, и было ли суждено им встретиться вновь, никто точно знать не мог. Они прощали друг друга перед лицом возможной и явной смерти. 

Чин прощения

Чин Прощения сохранился и поныне. В храмах люди, молящиеся вместе, после вечерни, проникнутой великопостным духом, в воскресенье накануне Великого Поста, подходят к священству и взаимно просят прощения сначала у священников и дьяконов, а затем у всех, с кем вместе обычно молятся. Просветленные любовью и покаянием, все расходятся по домам и готовятся вступить на следующий день «во дни печальные Великого Поста». Добрая традиция просить прощения осталась в веках. 

Извиняться безлично?

Уже Пост не грозит ничьей жизни, уже никто никуда не удаляется, но мы рассылаем друг другу картинки с надписями, адресованными никому, с просьбой простить, мы извиняемся друг перед другом посредством смс-рассылки, отправляя типовое «Прости меня» и отвечая «Бог простит». Часто даже не думая о том, что это значит. Часто прячась за этот ответ, уклоняемся ответить от первого лица единственного числа, то есть, от своего лица. Уклоняемся от взгляда в глаза.  

Я прощаю!

Один замечательный священник сказал, что отвечать нужно: «Я прощаю», а не «Бог простит», потому что мы верим, конечно, во всепрощение Божие, но прощения-то просят лично у тебя, здесь и сейчас. А прощать нужно, как сказано в Евангелии, до семидесяти семи раз. Постоянно и бесконечно, а не один раз в год. Впрочем, использовать Прощеное Воскресенье для того, чтобы, набравшись смелости, подойти или позвонить человеку, которого мы обидели, и сказать два слова: «Прости меня»—можно и нужно. И захотеть простить от души каждого, кто виноват перед нами, независимо от того, просил он об этом или нет. Зная, что простить нужно нам. 

И как тут не вспомнить Колю Ефремова, веселого и замечательного алтарника нашего храма, отвечавшего нам тогда с невозмутимым видом: «Бог простит, а я подумаю!».
Автор: Потехина Александра