новые вакансии на производстве

БЛОГ

Самые необычные имена в православии

После того как с триумфом по всему миру прошелся сериал «Игра Престолов», жители России с удовольствием подхватили мировой тренд и начали активно называть детей именами главных героев культовой саги: Арья, Теон, Серсея, Петир… Конечно, это красиво и необычно. Но многие ли знают сколько прекрасных имен, имеющих под собой огромную духовную основу, есть в Православии?

Выбор имени будущему ребенку – момент очень важный, трепетный и, можно даже сказать, сакральный. У каждой семьи есть свои взгляды на правило выбора имени, свои, сложившиеся с годами, устои. Кто-то предпочитает называть детей в честь любимых бабушек и дедушек. Кто-то – по имени отца, порождая бесконечную цепочку Александров Александровичей и Сергеев Сергеевичей. Например, в небольших болгарских деревнях крепко жива традиция чередовать имена по мужской линии: отец – Калаян, сын – Ангел, внук – Калаян, правнук – Ангел…

Традиция называть детей по святцам, то есть в честь святых, день памяти которых совпадает или находится рядом с датой рождения ребенка, казалось был уничтожен советской властью вместе с любым упоминанием о религии. Но сейчас даже среди невоцерковленных людей все чаще можно заметить тенденцию выбора имени по православному календарю. В котором, кстати, есть незаслуженно забытые имена.

Авксентий (от др.-греч. αὐξάνω — «увеличиваю, усиливаю, приумножаю» - один из самых известных носителей этого имени прп. Авксентий (V век Р.Х.) был известен как мудрый и очень добродетельный, ученый человек. Особенно он прославился во время IV Вселенского Собора, обличая Несториеву ересь.


Прп. Авксентий Вифинский (возм.). Печ, нартекс 1..jpg

Спиридон (от др.-греч. Σπυρίδων – «сильный, крепкий») – имя пришло к нам из Византии и стало широко известно благодаря Святителю Спиридону Тримифунтскому. Этого кипрского святого Церковь почитает уже более полутора тысячи лет. А чудеса у его мощей на греческом острове Корфу известны во всем мире.


спиридон.jpg

Образ «Святитель Спиридон Тримифунтский», серебро 925° с позолотой



Флор и Лавр (от лат. «florus» - «цветущий», лавр – от названия дерева) – некогда популярные имена в дореволюционной России с 2000-х годов снова стали появляться в нашем обиходе. Святые мученики Флор и Лавр почитаются как Православной церковью, так и Католической.


икона Флор и Лавр в рамке_кроп.jpg

Икона. Мученики Флор и Лавр на конях



Паисий («всем равный») – имя греческого происхождения. Святых с таким именем много. Один из самых известных – наш современник преподобный Паисий Святогорец, монах Афонского монастыря.

Образок Паисий Святогорец 155.jpg

Образ «Св. Паисий Святогорец», серебро 925° с позолотой



Иустиния или Устинья (от лат. justus - «справедливая») – мученица Иустина Антиохийская, по словам Григория Богослова служит показательным образом места женщины в христианстве: «как Богородица принесла спасение всему человечеству, так и Иустина послужила орудием спасения для Киприана».

Браслет Киприан и Иустиния 500.jpg

Браслет «Святые Киприан и Иустина», серебро 925°


Параскева или Праскевья (от греч. παρα-σκευή — «канун субботы, пятница») – знаменитая великомученица из Средней Азии, чьи родители так чтили день распятия Иисуса Христа, что назвали свою дочь Пятницей. Пострадала во времена гонений на христиан в правление императора Диоклетиана. В России святую великомученицу особо почитают. Она считается покровительницей скота и полей.


параскева.jpg

Икона. Святая Параскева Пятница. 16 век


Фотиния (от др.-греч. Φωτεινή – «свет») – православный аналог имени Светлана. Именно так звали женщину-самарянку у которой Господь попросил воды из колодца и которая возвестила всем о том, что пришел долгожданный Мессия.

668-L---фас-w.jpg

Образ «Святая преподобная Фотиния» (Светлана), серебро 925°


Популярны сейчас и имена Евангелистов: Матфей (Матвей), Лука, Марк. Последнее, кстати, ошибочно считается американским именем. На самом деле, это латинское имя Marcus, в переводе с древнего языка означающее «молот».

Традиция давать ребенку имя христианского подвижника появилась в III веке от Р.Х., чтобы святой покровительствовал о ребенке на Небесах, помогал ему и опекал его. Как учил Свт. Иоанн Златоуст: «…христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».