новые вакансии на производстве

БЛОГ

Самые почитаемые иконы Богородицы в России (часть II)

Продолжим разговор о чудотворных иконах Божьей Матери, который начали в предыдущей статье.


Икона Божьей Матери «Достойно есть» (Милующая)

Достойно есть 300.jpg

Икона Божией Матери «Достойно есть» поталь

Этот чудотворный образ пребывает в административном центре Святой Горы Афон, городе Карея. Здесь в 335 году на месте языческого капища равноапостольный Константин Великий воздвиг первый на Святой Горе храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, который и сегодня является духовным центром Кареи.

В 982 году произошло удивительное событие, положившее начало почитанию иконы «Достойно есть».

Однажды живший в пещере неподалеку от Кареи старец отправился в ближний монастырь на всенощное бдение. В келье остался послушник. При наступлении ночи в келью постучался неизвестный инок. Послушник открыл и, поклонившись незнакомцу, предложил отдохнуть. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы, встав перед иконой Божией Матери, называемой «Милующая». Во время пения слов «Честнейшую Херувим» гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют, добавляя перед «Честнейшую» такие слова: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». При этом, когда инок начал петь эти слова, икона Божией Матери «Милующая» внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. По его просьбе эти дивные слова, за неимением бумаги, таинственный гость записал на камне, размягчившемся как воск под его рукой. Назвав себя Гавриилом, странник сделался невидимым.

С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Литургии по всему миру во всех православных храмах.

А икона, перед которой впервые на земле была воспета эта молитва, с тех пор стала называться «Достойно есть». Вскоре ее с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне. Плиту с песнью, начертанной на ней Архангелом Гавриилом, отправили в Константинополь патриарху как свидетельство чуда.

Издавна изливала Пречистая Свою милость на русских христиан. Списки с иконы «Достойно есть» («Милующая») распространились по Руссой земле. Список, присланный с Афона, имелся в Петербурге, в Галерной гавани, где стоит выстроенный в честь Милующей Богоматери величественный храм. А в 1999 году на Московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы был доставлен еще один список.

Дата празднования иконы 11(24) июня, в день, когда и произошло чудное посещение.


Икона Божьей Матери «Утоли моя печали»

Утоли моя печали 300.jpg

Икона Божией Матери «Утоли моя печали»

Согласно преданию, список с чтимой иконы Богоматери «Утоли моя печали» был привезен в Москву казаками из Шклова (Белоруссия) в 1640 году (при царе Михаиле Феодоровиче). Его поместили в церкви Святителя Николая на Пупышах в Садовниках.

На иконе представлено поясное изображение Богоматери с полулежащим у Нее на коленях Младенцем. Голова Богоматери склонена и опирается на Ее левую руку. В руках у Христа – развернутый свиток, на котором текст из книги пророка Захарии (Зах.7:9): «Суд праведенъ судите милость и щедроты творите кождо искреннему своему а вдовицы сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте». Вверху слева помещен текст стихиры «Утоли болезни многовоздыхающия души моея…».

Одно время, вследствие пожара и неоднократных перестроек храма об иконе забыли, она находилась на колокольне. Однако в 1760 году произошло чудо, после которого началось ее народное почитание, и было установлено ей празднование. Вот эта история.

Одна женщина знатного происхождения, жившая вдали от Москвы, долгое время была прикована к постели, страдая изнурительной болезнью. Врачи уже не надеялись на её выздоровление, и женщина ожидала смерти. Но однажды во сне она увидела Божию Матерь, сказавшую ей: «Вели себя везти в Москву. Там на Пупышеве в храме Святого Николая, есть Мой образ с надписью: «Утоли моя печали», молись пред ним и получишь исцеление».

Родственники с глубокой верой отправились в нелёгкий для больной путь. Они отыскали в Москве указанный храм, но, осмотрев всю церковь, не нашли того образа, который явился женщине во сне. Тогда священник приказал принести с колокольни все иконы Божией Матери. Среди принесённых обветшавших икон обнаружили одну с надписью: «Утоли моя печали». Увидев ее, больная воскликнула: «Она! Она!» – и, не имевшая до этого возможности даже пошевелить рукой, к удивлению всех, перекрестилась. После молебна женщина приложилась к иконе и встала на ноги совершенно здоровой. Это исцеление произошло 25 января 1760 года.

Особенно икона стала почитаться после эпидемии чумы 1771 г., с чем связано появление с конца XVIII в. многочисленных ее списков. В 1930-е годы, в связи с закрытием церквей, икона была перенесена в московскую церковь Николы в Кузнецах. С того времени она находится в северном приделе этого храма.

Дата празднования: 25 января (7 февраля).


Икона Божьей Матери «Взыграние Младенца» («Угрешская»)

Взыграние в серебре 430.jpg

Икона Божьей Матери «Взыграние Младенца»

Икона «Взыграние Младенца» отражает эмоциональный характер взаимоотношений Богоматери с Сыном, изображенным играющим (или резвящимся). Он сидит на руках у Матери, запрокинув назад голову, как бы играясь. При этом лики Богоматери и Христа предельно сближены, одной ручкой Он касается Ее ланиты, другая опущена. Его фигура полна живого, стремительного движения.

Образы Богоматери и Младенца на этой иконе передают всю глубину доверительности и нежности, которые должны существовать между матерями и детьми. Ведь в каждой матери сияет отблеск Богоматеринства.

Взыграние образок 300.jpg

Образ Божией Матери «Взыграние»

«Взыграние Младенца» – это икона всех молодых мам и всех православных женщин, желающих иметь дитя. Перед этим образом матери произносят горячие молитвы о благополучии своих детей. Ей молятся о помощи во время беременности, перед родами и после них, а также приносят молитвы о разрешении от бесплодия.

Самый известный список этой иконы был явлен в 1795 г. в Подмосковье, в Николо-Угрешском монастыре (монастырь этот был основан Димитрием Донским в честь победы русского воинства на Куликовом поле). От иконы происходили многие чудеса, связанные с излечением от неплодия, с исцелением больных младенцев. В XX веке икона была утрачена, а в 2003 году вернулась в монастырь, где хранится и поныне.

Наиболее древний список иконы находится в Ватопедском монастыре на Афоне.

Дата празднования: 7 (20) ноября.


Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Неупиваемая Чаша 300.jpg

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»


История явления этой иконы связана с жизнью одного отставного солдата Тульской губернии, который беспробудно пил и не мог бросить, несмотря на постигшую его нищету и болезни. От пьянства у него даже отнялись ноги, но он продолжал пить.

Эта история случилась в 1878 году. Однажды этот опустившийся человек увидел сон, в котором ему явился старец, повелевший отслужить молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» в Серпухове, во Владычнем монастыре.

Не сразу пошел в монастырь этот человек: и денег нет, и ноги не ходят. Но сон повторился еще 2 раза, тогда уже пополз он в монастырь на четвереньках. В монастыре никто не знал иконы «Неупиваемая чаша» и не мог подсказать, перед какой иконой служить молебен. Кто-то предположил, что это речь идет об иконе с изображением Чаши, висевшей в проходе из соборного храма в ризницу. На обратной стороне иконы действительно обнаружили надпись: “Неупиваемая Чаша”!

Образ перенесли в храм, и перед ним был совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвратился совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, – он перестал испытывать тягу к вину.

Неупиваемая Чаша образок 250.jpg

Образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Весть о чудесной иконе моментально разнеслась, и к новообретенному образу стали приезжать толпы людей из города Серпухова, а потом и со всей Руси, чтобы просить исцеления от недуга пьянства.

В церкви засвидетельствовано множество чудесных исцелений. Так, например, вся икона, находящаяся во Владычнем монастыре увешана золотыми украшениями – в знак благодарности за исполненные прошения. По древней традиции со временем из этих даров иконам изготавливались драгоценные оклады.

Сегодня икона находиться в Серпуховском Высоцком монастыре.

Дата празднования: 5 (18) мая.


Икона Божьей Матери «Умиление Дивеевская»

Умиление Дивеевское 300.jpg

Икона Божией Матери «Умиление Дивеевская»

Данная икона является очень близким повторением келейного образа преподобного Серафима Саровского «Умиление Дивеевская», о котором рассказывается в житии святого. Елеем от лампады, горевшей перед этой иконой, Преподобный Серафим помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Старец называл этот образ «Всех радостей Радость». Он очень чтил эту икону, перед ней на коленях в молитве он и скончался.

Умиление образок 220.jpg

Образ Божией Матери «Умиление» позолота с фианитами

Пресвятая Дева изображена на иконе без Младенца со сложенными на груди руками и склоненной главой. Этот образ представляет собой часть композиции Благовещения, когда Пречистая Дева Мария со смирением принимает весть от Бога о рождении у Нее Сына Божия: «Се раба Господня, да будет мне по глаголу твоему».

Этот образ учит нас со смирением принимать волю Божию.

Сейчас икона Божией Матери «Умиление», принадлежавшая батюшке Серафиму, пребывает в московской Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (в субботу пятой недели Великого Поста) - она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве. 

Дата празднования: 19 июля (1 августа), 28 июля (10 августа).


Икона Божией Матери «Всецарица»


Всецарица 300.jpg

Икона Божией Матери «Всецарица»


Чудотворная икона Божией Матери, именуемая "Всецарица" (по-гречески - "Пантанасса") находится на Святой Горе Афон в Греции в соборном храме Ватопедской обители, слева от царских врат.

Эта икона, небольшая по размерам, написана в XVII веке. На иконе изображена Пречистая Дева в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее - Богомладенец со свитком в левой руке и с благословляющей десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына как на Спасителя всех человеков. На заднем плане - два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву.

Всецарица образок 400.jpg

Образ Божией Матери «Всецарица»

Икона была принесена сюда в XX веке старцем Иосифом из Нового Скита, и первая запись о чудесах от иконы была сделана по свидетельству самого старца Иосифа. Однажды юноша с Кипра зашел в храм. Когда он подошёл к иконе, лицо Богородицы вдруг засияло, и какая-то невидимая сила отбросила молодого человека на землю. Оправившись, он в страхе и трепете, со слезами покаялся старцам в том, что занимался колдовством и пришел в монастырь, чтобы проверить свою силу на святых иконах. Так Пресвятая Богородица отвратила юношу от нечестия и наставила его на путь покаяния. После этого он стал православным христианином и остался на Афоне.

Чудотворный образ Божией Матери «Всецарица» почитается как на Афоне, так и далеко за его пределами. В наше время по молитвам перед чудотворным образом «Всецарицы» многие стали получать исцеление от такой страшной болезни, как рак. К началу 21 века были собраны тысячи свидетельств со всего мира об исцелении от рака заступлением Богоматери после молитв перед этим Её образом.

В 1997 году один из списков иконы был пожертвован в московский Новоспасский монастырь. Этот список почитается как чудотворный и мироточивый. По вере людей, молящихся перед этой иконой, Господь исцеляет от раковых опухолей и других болезней. Такие исцеления были подтверждены медицинскими освидетельствованиями.

Летописи исцелений по молитвам перед иконой постоянно пополняется все новыми и новыми свидетельствами чудесной помощи тем, кто уже и не чаял получить ее от земных врачей. Благодарные люди оставляют в книге свои истории, несут всевозможные дары святыне.

Дата празднования: 18 (31) августа.


Икона Божьей Матери «Троеручица»

Троеручица 300.jpg

Икона Божией Матери «Троеручица»

История иконы восходит к VII-VIII векам, когда в завоеванной арабами Сирии жил преподобный Иоанн Дамаскин (Дамасский). По происхождению он был сирийцем, и мирское имя его было Мансур. Он происходил из знатного рода и служил в администрации арабского халифата - был первым советником халифа. Предание, зафиксированное в IX веке, передает следующую историю.

Когда в Византии (при императоре Льве III) начались гонения на иконы, Мансур (будущий Иоанн Дамасский) стал составлять послания в защиту икон и посылать их в Византию. Они быстро распространялись по всему христианскому миру.

Разгневанный Византийский император Лев хотел пресечь деятельность Дамасского писателя и для этого придумал оклеветать его перед халифом. В то время между халифатом и Византией действовал мирный договор, и вот придворные писцы написали от имени Дамаскина письмо, в котором он якобы призывает Византийского императора напасть на Дамаск. Лживое письмо Лев III переслал халифу вместе с заверениями в дружбе. Халиф поверил, разгневался на своего министра и приказал отрубить ему правую руку, якобы писавшую «предательское письмо». Руку отрубили и повесили на рынке, на всеобщее обозрение.

Оклеветанный Иоанн упросил халифа отдать ему руку, приложил ее к ране и стал молиться Богородице перед Её иконой, прося явить чудо дабы посрамить иконоборцев. После долгой молитвы рука приросла. Увидев такое несомненное чудо, халиф признал непорочность своего министра и хотел наградить его. Но тот просил отпустить его в монастырь, где вскоре и принял постриг с именем Иоанн. Сюда же он принес икону Божией Матери, ниспославшую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к иконе изображение правой руки, отлитое из серебра. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа.

Икона, с тех пор называемая «Троеручицей», хранится в Хиландарском афонском монастыре и считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн.

Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда было точным. И спустя время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. Этот вариант также распространился во многих копиях.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пребывает немало чудотворных списков с первоявленного образа. В 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Новоиерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что этот храм никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола.

Дата празднования: 28 июня (11 июля).


Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Умягчение злых сердец 300.jpg

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Эту икону называют еще «Симеоново проречение».

Как повествует евангелист Лука, праведному старцу Симеону было предсказано Духом Святым, что не умрет он до тех пор, пока не увидит рожденного от Девы Мессию-Христа, пришедшего в мир.

И вот, когда на сороковой день после рождения Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, туда «по вдохновению свыше» пришел и Симеон. Он принял Младенца на руки (откуда и прозвание его Богоприимец) и произнес знаменитые слова, известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…»

После этого старец благословил святого Иосифа и Марию и обратился к Ней с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу». Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына.

Все прибегающие к иконе с искренней молитвой чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются страдания душевные и телесные, и когда молятся они пред этим образом даже за недругов, тогда смягчаются их враждебные чувства, уступая место милосердию.

Молитва перед этой иконой защищает и от нашего собственного гнева и раздражения, и от чужой нетерпимости. Перед этим образом Богородицы верующие просят защиты в случае, если вспыхивает любая вражда - в семье или в обществе. К иконе прибегают во время войн с просьбой к Богородице защитить от нападения.

Пречистая «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в Ее сердце мечами – по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае – полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни.

Очень близок к «Умягчению злых сердец» и другой чудотворный образ - икона Божией Матери «Семистрельная». Разница между ними лишь в том, что на «Семистрельной» мечи пишутся иначе - три с правой стороны Пречистой и четыре с левой.

Дата празднования: 13 (26) августа.