новые вакансии на производстве
Святой благоверный князь Александр Невский. Жизненный путь
Для большинства Александр Невский отождествляется в первую очередь с военными победами – Невской битвой 1240 г., Ледовым побоищем 1242 г., поморским походом в завоеванные шведами земли (1256) и вообще, с успешной внешней политикой на западных границах русских земель. И действительно, для русских княжеств, переживших два опустошительных набега золотордынских войск, для обескровленных и разграбленных селений и городов отражение натиска с Запада значило очень много – если не уверенность в избавлении от ига (тогда никто и не знал, что на то, чтобы справиться с Ордой, уйдет почти два с половиной столетия), то, по крайней мере, передышку от тягот войны и веру в силы собственного войска. Эти ратные успехи были поразительны не только на фоне всеобщего упадка и смятения, но и потому, что стали заслугой князя, которому едва минуло двадцать лет. А ведь именно он в 1240 г.. не дожидаясь отцовских полков, решительно выступает из Новгорода навстречу шведам, именно он при подготовке к Ледовому побоищу впервые обыгрывает все преимущества ландшафта, именно он впервые применяет тактику преследования разбитого врага и его окружения вне поля боя - вместо того, чтобы «стоять на костях» и праздновать победу, как это было тогда принято. Немало похвал заслужил от историков Александр Невский не только как военачальник, но и как политик. Историки не всегда единодушны в утверждении о том, что ставка на мирные дипломатические отношения с Ордой и резкое противостояние агрессии с Запада были осознанным, вперед просчитанным выбором князя Александра, что он понимал всю масштабность сделанного им выбора. Однако, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что такая политика оказалась единственно верной, заложила фундамент национальной и религиозной самобытности Руси, легла в основу христианизации земель к востоку от Руси и вовлечения их в орбиту русской культуры.
Русская Церковь прославила Александра Невского почти сразу после кончины как местночтимого (Владимирского) святого, а затем, при Иване Грозном – как общероссийского. Еще до общецерковного прославления святой князь чудесным образом являлся русским военачальникам и князьям, ободряя их в самые отчаянные, роковые для отечества минуты. Так было в 1380 г. - в ночь перед Куликовской битвой, в 1522 г. - перед походом Ивана Грозного на Казань (а ведь именно Александр Невский положил начало освоению и христианизации территорий к востоку от Московской Руси), в 1571 году во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея на Москву. И недаром, поэтому он почитается прежде всего как заступник русской земли и православной веры. Его жизненный путь – яркий пример того, как княжеское служение, и шире – добросовестное и самоотверженное служение Родине и делу истинной веры на военном, административном, дипломатическом поприще - может стать путем христианского спасения.  
И хотя исторические источники не оставили нам подробного «психологического портрета» святого князя Александра Невского, мы понимаем, что пройти этот путь достойно и достичь на нем святости благоверному князю помогли добродетели - порой совсем не свойственные тому времени. Он никогда не поступался верой ради политического успеха и, в отличие от других удельных князей, не шел на сговор с католическими государями и римским престолом в обмен на военную помощь в борьбе с Ордой. Он умел не помнить зла и приходить к изгнавшим его новгородцам на помощь по первому зову, тогда как князь, изгнанный из Пскова, пытался вернуть себе власть в городе, опираясь на шведские дружины. Он, смирившись, принял от Орды ярлык на княжение, понимая, что сопротивляться этой мощи сейчас не хватит сил и выполняя завет отца сделать из Орды не врага, а союзника. Он радел об укреплении и распространении Православия, и поэтому политические и военные ходы сопровождал миссионерскими, учреждая кафедры и крестя непросвещенных как на востоке, так и поморских землях – и это в то время, когда главной заботой удельных князей оставались собственные безопасность и благополучие…
Жить по-христиански, по совести, вопреки духу времени – это и есть тот идеал для России, который воплотил на деле святой благоверный князь Александр Невский. Его мощи со времен Петра I пребывают в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге, близ тех мест, где он одержал первую победу над шведами в Невской битве. Память святого празднуется Церковью 12 сентября и 6 декабря.

Посмотреть иконы святых благоверных


Возврат к списку



Часто задаваемые вопросы:

Можно ли носить образок и крестик на одной цепочке?

Можно. Никаких ограничений по этому поводу нет.

Нужно ли освящать цепочку?

Специального чина освящения цепочки нет, но хорошо отдать её священнику вместе с крестиком – он покропит её святой водой. Если покупать цепочки в торговле при храме, то как правило, цепочки уже освящены.

Каким должен быть нательный крестик по церковным канонам?

Вопрос этот требует весьма распространенного ответа. Чтобы не углубляться в дебри символики и истории Церкви, мы можем просто заверить, что все кресты, которые вы найдете на этом сайте — каноничны.

Можно ли сделать небольшую татуировку в виде крестика?

Стоит разобраться, для чего вам такая татуировка и чего вы от неё ждете. Если хотите, чтобы она заменила нательный крестик – то это невозможно. В целом, святые отцы весьма строго отзываются об изображениях на теле человека, в лучшем случае не рекомендуя их наносить.

Куда деть почерневший или сломанный крест?

Главное, на что следует ориентироваться в этом вопросе – изображение Креста не должно никоим образом попираться, а значит и выбрасывать его вместе с помоями ни в коем случае не следует. Лучше всего отдать крестик или образок в ближайший храм. Стоит также отметить, что почерневшее серебро прекрасно оттирается специализированными средствами, а иногда и простой содой. Также крестики из драгоценных металлов могут быть заново переплавлены.



Вы можете задать нам вопрос, заполнив форму:

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Задать вопрос*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*