Великий праздник Сретения Господня
В Великий праздник Сретения Господня – встречи Праведного старца Симеона с Богом, Церковь Православная уподобляется Рождественским ангелам, которые ликуют и возвещают несказанную радость всем нам – наследникам таковой. Так почему же мы, являемся наследниками радости, которая объяла сердца немногих, чуть больше чем две тысячи лет назад?
История праздника Сретения
Во времена владычества в Египте Птолемея II Филадельфа, греческий язык был распространен по всему Средиземноморью, поэтому Царю – просветителю, основателю Александрийской библиотеки, хотелось, чтобы Священное Писание было доступно широкому эллинскому кругу исследователей. Известно, что Праведный Симеон был талантливым переводчиком, и был приглашен в числе семидесяти толковников Царем Египетским для перевода Священного Писания Ветхого Завета с еврейского языка на греческий язык. По жребию благочестивому переводчику досталась пророческая книга Исаии. Случилось же так, что при переводе, когда взгляд Праведного старца остановился на пророчестве о Богородице, а именно на словах: «Дева забеременеет и родит отрока», он задумался: «Как может девица родить?» и захотел исправить слово «Дева» на словосочетание «молодая женщина», но вдруг ему явился Ангел и не позволил исполнить своего намерения. От Ангела старец узнал, что именно Дева, и никто другой, родит Мессию Христа Бога, и что он – Симеон, не умрет до тех пор, пока не убедится в этом собственными глазами и не ощутит этого собственными руками. С этого времени будущий Богоприимец Иосиф жил непорочно и праведно при Иерусалимском храме.
Когда же родился Спаситель Христос, то по прошествии сорока дней, Пречистая Матерь Его Дева Мария и Праведный Иосиф принесли Сына в храм для обрезания, которое было предписано Законом Моисеевым. Тогда Праведный Симеон обрел ведение свыше, что это, именно Та Дева, о Которой пророчествовал Исаия, и что это, именно Тот Мессия, которого ожидал Израиль. Увидев духовными очами Христа, старец произнес бессмертный гимн человечества: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей».
Праздник Сретения посвящен непосредственно Христу Мессии, но по характеру богослужения, он, наверное, как никакой другой, близок Богородичным праздникам, и во времена древние рассматривался исключительно, как праздник Божией Матери. Теперь, зная немного истории, мы можем глубже рассмотреть смысл этого события на примере иконы посвященной этому Великому Празднику.
Обратимся к тому, что, или, если точнее, Кто изображен на иконе праздника.
Икона праздника, как и сам праздник, выражает несказанную радость исполнения «адамовых» обетований для всего человечества. Старец Симеон здесь изображен держащим на руках Спасителя. Все очертания, как бы свидетельствуют об исполнении ожиданий ветхого человечества. Симеон весь склоняется к Божественному младенцу и как бы говорит: - «Вот Тот, Кто изменит все естество человеческое». Тело старца, как некое вместилище, готовое принять в себя благодать, а руки, как трон уготованный Царю царей. И если присмотреться, то можно заметить, что Спаситель сидит на руках Богоприимца, не как новорожденный, а как Царь власть имущий. Правой рукой Христос благословляет старца, а левой держит свиток отпущающий и разрешающий от грехов. Голова Спасителя обращена не к Матери, а к Симеону. Христос как бы забывает Матерь, как и через двенадцать лет в храме в Иерусалиме. В этом удалении от семьи определяются Первосвященнические черты служения Мессии. Середину иконы делит пополам престол. С одной стороны иконы изображаются Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, а с другой, встречающие Спасителя, Симеон и Анна пророчица, которая так же жила и подвизалась при храме. В руках Иосиф держит голубей для жертвы в совершение предписаний Закона. Образ голубей, обычно, понимается Православной церковью, как символ иудейского и языческого мира. Праведный Симеон так же изрек пророчество и относительно Богоматери, сказав: "И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец". Матерь Божия изображена так, как - будто Она несет Христа, но Мессии уже нет на руках Пречистой. Как бы лишаясь Сына, Мария Дева поднимает руки, во всем выражая невыразимую печаль, которая во всей полноте откроется на Кресте. Все на иконе построено так, что выражает две стороны этого события; с одной –радости пришествия Мессии, с другой непреодолимой скорби о том, что «се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34).
Самое
древнее изображение Сретения было выложено мозаикой в V веке.