Выставка «Образ Богоматери» в Нарьян-Маре.

Откровение Божие

Государственный исторический музей при участии православной мастерской «София»  подготовил бесценный подарок для жителей крайнего Севера —  выставку икон «Образ Богоматери». Такие события, несомненно, являются новым этапом в духовном развитии общества.

Возможность увидеть созданные руками древних мастеров шедевры не всегда существует. Мы постарались найти решение — создать высококлассные копии, максимально приближенные к оригинальным иконам. В тесном взаимном сотрудничестве с Государственным историческим музеем тридцать икон Богоматери, представленные на выставке – это практически неотличимые от подлинников копии, созданные руками  умельцев мастерской «София».  Мы рады тому, что  при  участии Государственного исторического музея достойно продолжаем   культуру иконописи. Десятилетнее сотрудничество  приносит свои плоды.

          Выставке «Образ Богоматери» предшествовал немалый совместный творческий и духовный  поиск. На подготовительную работу ушло несколько лет. Наши мастера   почти ежедневно встречались  с искусствоведами Государственного исторического музея, советовались, как лучше воспроизвести цвета и полутона, обсуждали малейшие  штрихи и фрагменты. Почему это важно? Икона не есть художественное произведение в привычном понимании. Её можно назвать окном в  мир «горний», через которое человек  общается с Богом. И написание икон представляет собой не столько творческий процесс, сколько служение, миссию.  Это накладывает особые требования к мастеру. Немаловажна духовная подготовленность  иконописца,  то есть умение  представить в своём воображении первообраз. Сначала наши  мастера учились просто копировать, но  сегодня они превратились в настоящих умельцев, и мы гордимся этим.

Отличить наши копии  от оригиналов  могут лишь опытные специалисты. Как мы это  делаем? Сначала готовим деревянную основу по старинным технологиям. Покрываем  особым грунтом, он называется левкас. Икона  несёт в себе свет.   Слой  грунта изготовлен на меловой основе,  он светится сквозь краски, нанесённые сверху, и даёт образу сияние. Свет исходит от ликов и нимбов,  из глубины иконы, на изображении отсутствуют тени.  Далее на левкас при помощи цифровых технологий наносится изображение святого образа. Краски, положенные на левкас,  не выгорают, устойчивы к колебаниям температуры и влажности. В завершение икона покрывается матовым лаком с легким восковым блеском.  Каждую икону нам приходилось переписывать неоднократно. Но результат оправдал себя.

Рука помощи

Доставить экспозицию в Заполярье —  дело непростое. На выручку пришла компания ConocoPhillips,  постоянный партнёр  выставочного зала. В суровых северных условиях Ненецкого автономного  округа нашим иконам всё равно пришлось несладко. Как только развернули экземпляры,  раздался сильный треск. Это означало, что в помещении    недостаточная влажность. Для непрочного левкаса  чересчур сухой воздух чреват появлением трещин.  Срочно приняли меры по увеличению влажности в зале.

Выставка сопровождалась пением церковного хора Богоявленского кафедрального собора. Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков пожелал посетителям  получить духовную поддержку  от Бога, дабы скорее стать его вместилищем. Для молитвы и  нахождения скорого пути к Богу и нужна икона, отметил епископ.

Познать  красоту иконы

Иконы Богоматери, представленные на выставке – разного времени: от ХVI до начала ХХ веков, и разных школ: византийские, русские, старообрядческие. Это  «Смоленская»,   «Воплощение» или «Знамение»,   «Тихвинская»,  Покров Богоматери,  «Не рыдай Мене, Мати», «Целительница», «Прибавление ума»,  и некоторые другие.    Образу Богоматери присущая особая одухотворённость. Лик  её исполнен невыразимой печали. Печаль струится из взгляда, направленного на людей, во имя которых Её Сын сложил голову на Кресте…. Но израненное сердце Матери отозвалось навстречу бедам и горестям человека, который в трудном мире тоже несёт свой  житейский крест….. Вот поэтому Пресвятая Богородица – наша предстательница перед Богом,   ходатайствующая перед Господом за нас, грешных и хранящая нас на пути к Нему.  

Познать  красоту иконы,  понять  глубинный смысл образа можно лишь при неспешном его   созерцании. Вот Смоленская Одигитрия, что  в переводе с греческого — Путеводительница, ведь жизнь  человеческая  — вечная дорога из мрака к свету, от греховности  к покаянию, от смерти  к жизни. Одигитрия ведёт и сопровождает нас на этом пути.  Посмотрим на неё. Маленький Христос, сидящий  на руке Матери   смотрит на  тех, кто молится.  Здесь Он не совсем похож  на ребёнка, а скорее напоминает властелина. Лоб его высок, жест благословления исполнен величия.  Богородица же указывает на Христа, то есть напоминает нам о Нём.  Мать Христа,  Богородица,  становится матерью каждого из нас.

Иконы и предания

По преданию, Смоленскую икону написал евангелист Лука.  Матушку Божью испокон веку просили о защите родины от  чужеземных захватчиков, веря, что Она защитит нашу страну молитвами  и особой любовью к России. Вот что гласит предание. Когда к Смоленску подступили вражеские полчища  татарского богатыря-исполина, воин Меркурих из Рима, находившийся на службе у смоленского князя,  услышал от иконы голос, предвестивший, что он победит в  сражении, но  одновременно примет кончину. Меркурих вышел на бой,  победил неприятеля и  уничтожил много врагов. После битвы уставший  воин заснул. К нему подобрался выживший татарин и отрубил  герою голову. Сказание повествует, что по воле Божией мученик Меркурих  пришёл в храм и положил к иконе свою отрубленную голову. Жители,  исполненные  благодарности за спасённый Смоленск, стали считать его святым и  предали его останки захоронению в храме.

Ещё одно  предание восходит к  Отечественной войне 1812 года. Тогда во время нашествия французских войск икона Смоленская очутилась на московской земле. Перед Бородинской битвой  её обнесли вокруг Кремля и Белого города. Перед списком чудотворного образа наши воины    совершили молебен.  Как рассказывают,  молящиеся в это время увидели, что в небе парит орёл. Это сочли знаком предстоящей победы. И великих чудес, связанных с   иконами Матери Божьей, в  российской истории немало.

 Икона Богоматери Тихвинской: маленький Иисус смотрит в профиль,   Его рука направлена к Богоматери: Он благословляет Её,  а не   молящегося. По легенде, эта икона засияла в воздухе неподалёку от Тихвина. Явление потрясло тихвинцев, они начали усердно молиться, и икона сошла на землю. В месте, где произошло чудо, было решено начать строительство храма.  Однако наутро  люди не  обнаружили  икону и начатый сруб. Чудесным образом они очутились за две версты от самого того места. Там, где было указано,  и построили церковь.

             "Не рыдай Мене Мати"… Божья Мать оплакивает смерть Сына. Она безутешно обнимает Его тело, снятое  с Креста. Горе её безмерно, но, как и в любой иконе, здесь   ясно слышится  мысль о воскресении.  Само название иконы — как будто сам Христос, поправший смерть, обращается к Богородице, просит её не печалиться…

             Воистину, икона - откровение Божие, созданное кистью.  Светлые лики воодушевляют и помогают обрести спокойствие, вызывают восторг пред  источником гармонии и красоты, любви и благодати…  Иногда, взирая на  святой образ, человек постепенно приходит к вере … Неисчислимые клады знаний и сокровища духовные хранит Государственный исторический музей.  И мы как хранители преемственности русской школы иконописи  готовы принести свою лепту  в каждый дом,  каждому сердцу.