Служитель святой троицы

Приглашаем вас на первую совместную выставку пяти ведущих исторических музеев России. Здесь будет представлено самое полное (из когда-либо выставлявшихся в стране) собрание икон Преподобного Сергия, его учеников, последователей, современников — всего около 40 экспонатов в натуральный размер с подробным историческим описанием. Среди икон как наиболее известные и почитаемые образы, так и недоступные взгляду простого зрителя, навсегда скрытые в музейных фондах.

Экспозиция, включающая копии икон преподобного Сергия Радонежского и его последователей из собраний пяти музеев России, посвящена 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Эпоха святого Сергия – время важнейших событий в истории Древней Руси: укрепление Московского княжества, знаменательная победа на Куликовом поле, создание множества монастырей и скитов, усиление их роли в распространении русской культуры и образования. На многие события преподобный Сергий оказал самое непосредственное влияние. Основные события его жизни проиллюстрированы в клеймах житийных икон, представленных на выставке. Судьбоносные для страны XIV–XV столетия – «золотой век русской святости» – отражены в иконописных образах и ликах святых.

На выставке представлены иконы самого преподобного Сергия и его современников и «собеседников», учеников и последователей. Смысловым центром экспозиции является образ Святой Троицы – одно из близких повторений прославленного первообраза кисти преподобного Андрея Рублева, созданного «в похвалу» великому авве Сергию. Список был выполнен старцем Паисием в 1484–1485 годах к освящению иконостаса Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря.

Одним из древнейших и уникальных в ряду изображений преподобного Сергия является монументальный образ «Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящим преподобным Сергием Радонежским» первой трети XV века, происходящий из Стефано-Махрищского монастыря. Не исключено, что образ первоначально находился в Троицком соборе Сергиевой обители возле мощей ее основателя. Житийные изображения преподобного Сергия основаны на разных редакциях его жизнеописаний – творениях знаменитых агиографов своего времени, Епифания Премудрого, Пахомия Серба и Симона Азарьина. На выставке экспонируются иконы преподобного Сергия разных изводов – «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому», его изображение перед гробами родителей, среди избранных святых, на иконе «Спас Смоленский», даже в композиции «Страшный Суд».

В экспозиции можно увидеть редчайший образ – «Троица Зырянская» конца XIV века – по преданию, писанный святителем Стефаном Пермским, обратившим в христианство языческий народ зырян, предков современных коми. Создав для них особую письменность, он перевел на зырянский язык Священное Писание. Именно на этом языке в нижней части иконы написан текст из Книги Бытия о явлении Троицы праведному Аврааму. На иконах запечатлены образы великих святителей Сергиевской эпохи – предстоятелей Московской кафедры митрополитов Алексия, Киприана и Фотия, племянника преподобного святителя Феодора Ростовского, последователей и учеников святого Сергия – преподобных Кирилла Белозерского и Димитрия Прилуцкого, Павла Обнорского и Саввы Сторожевского, Пафнутия Боровского и многих других.

Некоторые иконы известны широкой публике, другие скрыты в музейных фондах и редко экспонируются. Отдельные шедевры, украшающие постоянные экспозиции, не покидают пределов своего музея. Представленные на выставке копии икон изготовлены с помощью современных технологий под контролем специалистов из ведущих музеев, имеющих коллекции древнерусского искусства. Большинство икон выполнены в реальном размере и создают достаточно полное представление об оригинальном памятнике. В создании экспозиции приняли участие: Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный Исторический музей, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В оформлении экспозиции использованы эстампы из собрания Российской государственной библиотеки.