Великий пост: узнайте о нём больше

иконы православных праздников

Поминальные  субботы  Великого  поста.


Главное  моление  о  упокоении  усопших  православных христиан  Церковь  совершает  на  Божественной литургии,  принося  за  них   бескровную  жертву  Богу - это  наибольшее  благо,  которое  мы  можем  оказать умершим.  Но  в  будние  дни  Великого  поста  (дни  кроме  суббот  и  воскресений) по  уставу  церковному  не  бывает  полной  Литургии,  соответственно,   в  эти  дни  нет  и  заупокойных  литургических  поминовений.  Однако  чтобы  не  лишить  усопших  спасительного предстательства  Церкви  в  дни  Великого  поста, выделены  особые  поминальные дни – так называемые Родительские субботы, это субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц  Святой  Четыредесятницы. В  этом  году  это 15,  22 и 29  марта. Однако 22 марта заупокойная Литургия отлагается, поскольку в этот день отмечается память Сорока мучеников Севастийских.


Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы  (3/16 марта).

Во 2-е воскресенье Великого поста Церковь вспоминает  одного  из  святых  угодников  Божиих  святителя  Григория  Паламу  и  его  богословское учение  о  нетварных  божественных  энергиях. Это  учение  говорит  о  том,  что  божественный  свет,  который  явил  Христос  Своим  ученикам  на  горе Фавор  в  момент Преображения,  является  нетварным  светом,  т.е.  несотворенным,  божественным.  Противники  Святителя утверждали,  что  данный  свет  есть  свет  особый,  но сотворенный,  подобно,  например,  солнечному свету. Господь  наш  Иисус  Христос  сказал,  что  Бога узрят  лишь  чистые  сердцем (Мф. 5:8). Поэтому, чтобы  увидеть  божественный  свет,  который  будет доставлять  неизреченное  блаженство  в  Царствии небесном,  мы  должны  очистить  свои  души  от  греховной  тьмы. 

40 мучеников севастийских (9/22 марта).

В начале  IV в. в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный язычник, а под его началом была дружина из 40 каппадокийцев, храбрых воинов, которые все были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Ночью во время молитвы они услышали глас: "Претерпевший до конца, тот спасен будет". Никакие убеждения и угрозы не поколебали веры воинов во Христа.  Тогда  они  были  раздеты  и  поставлены  на  льду  озера. Чтобы  сломить  волю  мучеников,  на  берегу  растопили  баню.  Ночью  один  из  воинов  не  выдержал  и  бросился  бегом  к  бане,  но  едва  переступил  порог,  как  упал  замертво.  Один  из стражников  в это время увидел венцы, которые  сияли над головами святых, и, уверовав, исповедал  себя христианином. Он присоединился к мученикам,  тем самым восполнив их число. Церковь вспоминает 40 мучеников в период Великого поста, напоминая нам о том, что победив  свои страсти посредством воздержания и молитвы, мы подобно Севастийским мученикам можем обрести венцы Царствия небесного.

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная (10/23 марта).

В третье воскресенье Великого поста, которое называется Неделя Крестопоклонная,  на середину храма выносится Крест Господень и предлагается для поклонения верующим. При поклонении  Кресту Церковь поет:  «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песнь поется и на Литургии вместо Трисвятого. Церковь выносит в середине Великого поста Крест  для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. "Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - верующих утверждение, крест - ангелов слава и демонов язва".Святой  Крест  остается  для  всеобщего поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов, перед  Литургией он вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье  и  четвертая  седмица  Великого  Поста  называются "крестопоклонными". На протяжении дней, пока на середине наших храмов лежит Крест Господень, Церковь призывает к сугубому посту. Таким образом, 4-я седмица является одной из самых строгих в течение Великого поста.

Неделя 4-я Великого поста (17/30 марта).

В 4-е воскресение Великого поста Святая Церковь вспоминает прп. Иоанна Лествичника. Такое необычное именование святой получил от названия своего произведения – «Лествицы». Этот святой подвизался в VI веке сначала на горе Синай, а затем и в Синайской пустыне, поэтому иногда его называют Синаитом. Самым главным его подвигом является сороколетнее пребывание в пустыне, которое можно назвать своеобразной Четыредесятницей. Этот подвиг заключался в строгом посте и усиленной молитве, к чему и призывает Церковь каждого из нас во время Великого поста. Что касается его «Лествицы», то Преподобный символически изобразил в ней путь духовного восхождения человека в Царствие Небесное, которого христианин может достигнуть лишь постепенно очищая свою душу от греховной нечистоты, искореняя в себе пороки и страсти, препятствующие нашему духовному возрастанию.

Четверток Великого канона (21марта/3 апреля) и Суббота Акафиста (23 марта/5 апреля).

На пятой седмице Великого поста мы имеем два особых дня. Во-первых, это утреня четверга, совершаемая в среду вечером, которую очень часто называют - «Мариино стояние». Это одно из самых продолжительных богослужений Великого поста, за которым полностью прочитывается Великий канон прп. Андрея Критского, а так же читается житие прп. Марии Египетской. В своем Покаянном каноне прп. Андрей приводит примеры многих библейских праведников и грешников, при этом каждый раз он обращается к душе с призывом подражать добродетелям первых и избегать греховной нечистоты вторых. Житие же прп. Марии призвано приободрить и укрепить в нас надежду на спасение, ибо Всемилостивый Господь может простить человеку даже самую крайнюю степень падения, и даже самый грешный человек через покаяние может достигнуть высочайшей степени святости.

Во-вторых, это Суббота Акафиста или Похвала Пресвятой Богородицы, когда накануне в пятницу вечером на утрени священники читают особый Акафист Пресвятой Богородице. Это богослужение было установлено в IX в. как некая благодарность Пресвятой Богородице за неоднократное избавление Константинополя от набегов иноземных народов (аваров в 626 г., персов в 677 г., арабов в 717 г. и др.). Изначально этот праздник совершался только в Константинополе, во Влахернском храме, который хранил величайшие святыни: образ Божией Матери, написанный, по преданию, ев. Лукой, а так же ризу и пояс Пресвятой Богородицы. Со временем этот праздник был внесен в устав Студийского монастыря и вместе с ним распространился по всей Восточной Церкви.

Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля).

В праздник Благовещения Святая Церковь вспоминает явление Пресвятой Деве Марии Архангела Гавриила, который сообщил Ей благую весть о том, что Она избрана Господом стать Матерью Спасителя мира. Зачатие Сына Божия посредством наития Святого Духа для Девы Марии стало возможным благодаря Ее глубокой и непоколебимой вере, а так же Ее величайшему смирению, соединенному с преданностью Божественной воле. С момента явления Архангела Деве Марии в жизни человечества началась новая эра, т.к. с этого момента началось исполнение пророчеств о Христе, Который должен был принести людям освобождение от рабства греху и вечной смерти. Свт. Афанасий Александрийский говорит, что это событие произошло именно 25 марта (7 апреля), ибо первоначально в этот день Бог создал Адама. Подтверждая это высказывание свт. Анастасий Антиохийский пишет, что согрешивший человек должен был быть воссоздан в то же время, в какое был сотворен.

Лазарева суббота (30 марта/12 апреля).

В субботу 6-й седмицы Великого поста Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря на четвертый день после его смерти, поэтому она и называется Лазаревой. Чудо, совершенное тогда Иисусом Христом имело огромное значение для всех людей, причем как живых, так и умерших. Прп. Ефрем Сирин пишет об этом так: «Иисус попустил Лазарю пасть во глубину смерти и в ней погрязнуть, чтобы туда спустился воскрешающий голос Его, и наступил на главу ада». Через воскрешение праведного Лазаря Господь наш Иисус Христос, еще прежде Своих крестных страданий, показывает Себя победителем смерти и уверяет нас в действительности общего нашего воскресения. Этим чудом Господь так же указывает нам на тот факт, что именно Он является источником жизни: «Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25).

Вход Господень в Иерусалим (31 марта/13 апреля).

Этот праздник является воспоминанием торжественного Входа Господа в Иерусалим, куда Он шел для страданий и крестной смерти. Этот праздник называется еще Неделей ваий (т.е. ветвей) или Цветоносной неделей, а так же Вербным воскресением, т.к. за богослужением этого дня традиционно освящают пальмовые ветви, которые у нас в России заменены на вербы. Вскоре после чуда воскрешения Лазаря Христос, как Царь всего мира въехал в Иерусалим на ослице и молодом осленке. Народ тогда воспринимал Господа как истинного Царя Израиля – это подтверждается тем, что все встречали Его с пальмовыми ветвями в руках и постилали по дороге свою одежду. С пальмами в руках было принято встречать знатных лиц. Пальма, как символ мужества, давалась в награду победителям. Поэтому Вход в Иерусалим изображает собой близость победы над грехом и смертью. Одновременно Вход являет собой и начало конца земной жизни Спасителя, а значит – и завершения многовекового пути человеческого рода к своему спасению во Христе.