Церковная история

Для чего нужно ходить на Пасху на кладбища и оставлять у креста пасхальные яйца и водку?

Делать этого ни в коем случае не следует. Дело в том, что традиция ходить на Пасху на кладбища сложилась в советское время. Так как попасть в храм на пасхальное богослужение было зачастую невозможно, люди отправлялись на кладбища, чтобы хоть где-то тихо помолиться. Православное же поминовение усопших происходит на 9 день после Пасхи, на Радоницу. В этот день и положено после службы навестить своих усопших родственников на кладбище и привести в порядок могилы. Что касается традиции оставлять еду и спиртные напитки на могилах — традиция эта языческая, и также получила своё распространение в советское время, по простому незнанию людей. Православная Церковь неустанно говорит о том, что самое важное для усопших — это наша молитва за них в храме. А продукты лучше раздать неимущим: милостыня — еще один способ облегчить посмертную участь усопших.

Что такое крест-энколпион?

Энколпион — дословно переводится с греческого языка, как наперсник, В научных кругах термин "крест-энколпион" используют для обозначения византийских и древнерусских полых двустворчатых крестов-реликвариев, в которых хранились мощи. Иногда сюда включают и монолитные кресты с двусторонними изображениями, сделанные как подобие энколпионов. По времени, к этому типу относятся кресты Византийские, произведенные до распада империи, и органично сочетающиеся с ними русские кресты домонгольского периода. Подобные двустворчатые кресты, относящиеся к периоду с 14 века, называют уже просто крестами-мощевиками.

Слышал, что крест без Распятия - старообрядческий крест, так ли это?

В целом, в искусствоведении понятия «Старообрядческий крест» нет, как такового. Разумеется, есть кресты, которые наиболее характерны для старообрядческой традиции (восьмиконечный крест внутри четырехконечного). Как правило, они повторяют форму крестов, появившихся в Русской Православной Церкви во второй половине XVII века, а следовательно, канонических нарушений в их форме нет. Что касается крестов без Распятия в целом, то эта форма креста — самая древняя. Изначально изображалось только геометрическая фигура креста, уже являющаяся сама по себе символом христианства. Позже на ней стали изображать и само Распятие, а также дополнительные элементы символики.

Чем святой покровитель отличается от ангела-хранителя?

При крещении каждому человеку дается ангел-хранитель, который неотступно сопровождает и защищает его всю жизнь, сопереживая несчастьям человека, печалясь о его грехах и радуясь о добродетелях. Ангел-хранитель удерживает и предостерегает человека, или следует за ним и наблюдает за его поступками. Также не отступает он и после смерти. Святой покровитель — такой же человек, как и мы, но достигший своей жизнью святости и освятивший свое имя. Именно это освященное имя соединяет нас с ним, делая одновременно причастным и к Божественному миру. День памяти святого покровителя является именинами для человека, названного в его честь.

Носили ли первые христиане нательные кресты?

Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов Церкви это чествование называлось апостольским преданием. В первые три века оно относится к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников, а потому у нас очень мало внешних источников, упоминающих этот обычай. 


По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники второго века.

Можно ли носить освященный крест, но без изображения Распятия?

Можно. Первые нательные кресты также были без Распятия. Изображение Распятия на кресте стало широко использоваться в церковном искусстве примерно с 6 века.

Почему апостолы не носили нательных крестиков?

Нужно сказать, что мы не можем с достоверностью утверждать, что апостолы не носили нательных крестов, так как есть свидетельства начала второго века, говорящие о том, что мученики носили изображение креста на груди. В то же время, апостолы не имели надобности носить отличительный знак христианина, так как они всей своей жизнью беспрерывно показывали себя христианами. Также мы знаем, что первоначально в христианстве более распространенным был символ рыбы.